Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Воспитательная работа

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ФГБПОУ «КОЛЛЕДЖ МИД РОССИИ»

 за 2017/2018 учебный год

Воспитательная работа в Колледже является неотъемлемой частью образовательного процесса. Профессиональное образование сегодня ориентируется на подготовку выпускников, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности, стремящихся к непрерывному образованию и самообразованию. Качество подготовки таких выпускников зависит от общей культуры личности, которая формируется в образовательной среде колледжа. Воспитывающее воздействие образовательного процесса заключается, прежде всего, в его духовной и культурной направленности, формировании гуманистического мировоззрения, в раскрытии связей знаний и умений с жизнью, в приобретении позитивного социального опыта.

Воспитание понимается как целенаправленный процесс создания условий для развития, саморазвития и самореализации личности обучающихся. Воспитательный процесс предусматривает включение в него каждого обучающегося, который рассматривается как объект и субъект воспитательной деятельности. Воспитание в Колледже осуществляется на основе следующих принципов:

  • преемственности воспитательной деятельности, осуществляемой на предшествующих уровнях системы непрерывного образования, с учётом изменившихся возрастных и социально-психологических особенностей студентов;
  • целенаправленного управления развитием личности студента как целостным процессом с учётом региональных и национальных особенностей, а также профессиональной специфики; личностного подхода, признающего интересы личности обучаемого и его семьи;
  • гражданственности, выражающейся в соотнесении воспитательной деятельности с интересами общества и государства;
  • вариативности воспитательных подходов, предполагающих различные модели воспитательной деятельности;
  • компетентного использования педагогическим коллективом обоснованных теорией и практикой психолого-педагогических подходов, методов и приёмов.

Основной целью воспитательной деятельности Колледжа является: способствовать всестороннему развитию личности обучающегося в гуманистическом аспекте, обеспечивать условия для формирования общих и профессиональных компетентностей будущего специалиста.

В содержание воспитательной деятельности Колледжа включены следующие задачи:

  1. создание условий для развития личности и её успешной социализации, профессиональной, творческой, общественной активности;
  2. развитие воспитывающей образовательной среды Колледжа;
  3. работа с родителями как с социальными партнёрами Колледжа по выполнению задач воспитания подростков.

Первая задача реализуется в соответствии со следующими направлениями: формирование позитивных, общественно необходимых и личностно значимых качеств личности; организация многообразной и разносторонней деятельности обучающихся в целях формирования здоровой, нравственной толерантной личности; обучение подростков социально важным навыкам, организация здорового образа жизни; формирование необходимых, многосторонних и основанных на общечеловеческих ценностях отношений к окружающему миру: обществу, природе, людям, труду, науке, культуре, себе; формирование профессиональной направленности воспитательной деятельности; психолого-педагогическое, медицинское и социальное сопровождение обучающегося на протяжении всего периода обучения. Воспитывающая среда представляется как динамическая целенаправленная система отношений, опосредованных доминирующими нравственными нормами. Критерием сформированности воспитывающей среды выступает результат её влияния на социальную активность воспитанника, а именно: проявление социальной активности, социальная адаптация и сохранение автономности в этой среде.

Вторая задача (развитие воспитывающей образовательной среды Колледжа) реализуется по следующим направлениям: развитие студенческого самоуправления и волонтёрского движения; развитие воспитательных пространств в Колледже (сетевое взаимодействие, интеграция, спортом, искусством – работа с социальными партнёрами); создание структуры дополнительного образования и досуга для реализации потребностей и интересов в творческой самодеятельности, спорте, научном и художественном творчестве и т.д..

Третья задача реализуется путём организации просветительской работы с родителями в вопросах обучения, воспитания, профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения, половозрастной специфики и психического развития подростков и др.; психолого-педагогической поддержки родителей – помощь по коррекции воспитания и семейного общения; привлечение родителей к коллективным творческим мероприятиям.

В Колледже работает психолог, она координирует деятельность кураторов и преподавателей. Основной целью её работы является – социально-психологическое сопровождение обучающихся и налаживание эффективного взаимодействия с семьёй подростка. Основными направлениями работы являются: диагностика личности обучающихся и коллектива; коррекционно-развивающая деятельность; консультативная деятельность по решению индивидуальных проблем личности и семьи; психологическое просвещение подростков, родителей и педагогов.

В Колледже проводится комплекс мер по социальной защите обучающихся – ежемесячно выплачиваются академические стипендии, социальные стипендии обучающимся из малообеспеченных семей, детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей.

Воспитательная деятельность реализуется в соответствии с утверждённым директором Колледжа календарным планом работы на текущий учебный год. Ознакомление педагогического коллектива, обучающихся и родителей с целями и содержанием воспитательной деятельности организовано через проведение заседаний педагогического совета, студенческого совета, размещение планов работы на информационных стендах Колледжа.

Основными направлениями воспитательной работы педагогического коллектива являются:

  1. учебно-исследовательская и познавательная деятельность;
  2. духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
  3. трудовое и профессиональное воспитание; сопровождение профессиональной карьеры выпускников;
  4. гражданское и военно-патриотическое воспитание;
  5. профилактика девиантного поведения и правонарушений;
  6. социально-психологическое сопровождение обучающихся;
  7. физкультурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа;
  8. работа с родителями.

Воспитательными мероприятиями, проводимыми в Колледже охвачено более 80% контингента обучающихся и студентов, среди них традиционными и ежегодными являются следующие:

  1. «Посвящение в студенты»;
  2. Конкурс «Минута славы»;
  3. XXVI Международные Рождественские образовательные чтения;
  4. Масленица;
  5. Выставка «Моё хобби»;
  6. Легкоатлетический забег на дистанцию 1418 метров «Дороги победы»;
  7. Городской праздник, посвящённый Победе в Великой Отечественной войне, в районе округа ТиНАО;
  8. Торжественная линейка, конкурс инсценированной песни о России и танцевальный флеш-моб;
  9. Торжественное вручение дипломов.

Всего за этот учебный год студентки Колледжа приняли участие в 62 мероприятиях по различным направлениям: духовно-нравственному, познавательному, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому – и были награждены дипломами и призами. Всего в мероприятиях участвовало 660 студенток.

Студенты Волонтёрского движения принимали участие в городских волонтёрских акциях. Они помогали в проведении мероприятий в ЦМТ, Храме Христа Спасителя и в Государственном Кремлёвском дворце. Активисты Студсовета принимали участие в подготовке всех мероприятий, их работа отмечена благодарственными письмами.

Воспитательно-профилактическая работа проводится в соответствии с программой профилактики девиантного поведения и правонарушений обучающихся. Основными формами работы являлись следующие: контроль посещаемости и успеваемости обучающихся; проведение тематических классных часов и бесед, проведение лекций по правовой тематике и тематике злоупотребления психоактивными веществами с приглашением представителей правоохранительных органов; работа Совета по профилактике правонарушений с обучающимися «группы риска»; диагностическая и психокоррекционная индивидуальная работа психолога с обучающимися; вовлечение обучающихся в социально-значимую, трудовую, творческую, спортивную, научную деятельность через реализацию программ и мероприятий Колледжа, округа, города; организация волонтёрских акций; работа секций и студий дополнительного образования, организация экскурсий в музеи и на выставки, посещение театров и концертных залов и т.п. Педагогический коллектив поддерживает связь с родителями обучающихся путём организации родительских собраний, бесед, приглашения на Совет по профилактике, оказания консультативной поддержки родителям, имеющим детей с девиациями, проблемами социальной адаптации и др.

Воспитательно-профилактическая работа Колледжа строится в тесном сотрудничестве с учреждениями системы профилактики округа, ОВД района «Замоскворечье».

В Колледже проводится работа, направленная на воспитание правовой культуры обучающихся, профилактику экстремизма, воспитание толерантной, социально ответственной личности. В сотрудничестве с библиотекой им. Чернышевского города Москвы 2 раза в полугодие организуются заседания молодёжного клуба «Диалог» по таким темам как: «Мои гражданские права», «Что такое толерантная личность?», «Россия – многонациональная страна», «Что такое патриотизм ложный и истинный?», «Что такое свобода выбора?», «Что значит «жить с достоинством»?», «Моя профессия – моя судьба» и другие. Заседания клуба проходят в форме диспутов, дискуссий, встреч с представителями власти из районной Управы, представителями национальных диаспор в Москве, активистов молодёжного общественного движения.

Особое внимание в воспитательной работе Колледжа уделяется профилактике употребления ПАВ. Основа антинаркотической работы – первичная профилактика, формирование у обучающихся психологического иммунитета к наркотикам. Разъяснительную работу ведут кураторы, проводя тематические беседы и классные часы. В Колледже проходят конкурсы плакатов и стенгазет по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, пропаганде здорового образа жизни, акция «Поменяй сигарету на конфету!», «Дыши свободно!».

Ежегодно проводятся традиционные соревнования между учебными группами по настольному теннису, плаванию, шахматам и стрельбе.

В воспитательной работе большое место отведено организации досуга, включающего в себя спортивную, культмассовую и экскурсионную работу, а также привлечение обучающихся к различным спортивным соревнованиям и творческим конкурсам. Студенты Колледжа ежемесячно посещают театры, музеи, выставки.

Ансамбль «Небесные ласточки» под руководством Бурцевой В.В. в течение всего года открывал городские мероприятия. Выступление студенток высоко оценивали руководители округов Москвы. Руководитель и студентки награждены дипломами.

«Центр компьютерных технологий», которым руководит Гаршина М.Г., в течение года проводил фотовыставки как в Колледже, так и на городском уровне. Руководитель и студентки награждены дипломами.

Колледж продолжает работу по социальной защищённости студентов. В этом году получают правительственную стипендию – 2 студентки; социальную стипендию – 6 студенток; стимулирующие выплаты получили 102 студентки.

В Колледже развивается студенческое самоуправление. Студсоветы подводят итоги рейтинга групп, рейды по посещаемости и готовности к учебным занятиям, рейды по сохранности мебели и чистоте, принимают участие в организации внутриколледжных мероприятий (концертов, патриотических акций, уроков мужества, работе с ветеранами), Совете по профилактике, участвуют в городских студенческих акциях.

Все воспитательные мероприятия направлены на основные задачи воспитания и развития личности, среди которых выделяются задачи по формированию общих компетенций обучающихся. Так, например, рассмотрим мероприятия колледжа через призму формирования общих компетенций ФГОС СПО специальности.

ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Реализуется через конкурсы профессионального мастерства, работу во время практики с социальными партнёрами Колледжа. Для обучающихся проводятся деловые игры, психологические тренинги, направленные на повышение мотивации к профессии, индивидуальное профориентационное тестирование.

ОК-2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. Реализуется через систему конкурсов, открытых мероприятий.

ОК-3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Данная компетенция реализуется через систему рейтингов учебных групп (полугодовой и годовой). Рейтинг включает показатели: успеваемость, посещаемость, участие в спортивных мероприятиях, участие в различных конкурсах и т.д. После опубликования результатов, обучающиеся анализируют вместе с куратором полученные результаты, а также проводят коррекцию с целью улучшения рейтинговой позиции группы.

ОК-4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Данная компетенция реализуется через участие обучающихся в предметных неделях, конкурсах, научно- практических конференциях.

ОК-5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Данная компетенция реализуется через «Центр компьютерных технологий», а так же через пресс- центр студенческого совета.

ОК-6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, работодателями. Реализация данной компетенции проводится через участие обучающихся в КВН, тренингах, коллективных творческих делах, тематических классных часах, а так же через волонтёрские акции.

Основными направлениями совершенствования воспитательной деятельности Колледжа за последние годы стали:

  • организация единой системы воспитательной деятельности всех подразделений и служб Колледжа;
  • создание программно-методического обеспечения и психолого-педагогического сопровождения воспитательной деятельности;
  • разработка системы формирования общих и профессиональных компетенций ФГОС НПО и СПО нового поколения в воспитательной деятельности колледжа;
  • информационная и просветительская работа через участие в научно-практических конференциях, круглых столах и семинарах (на уровне Колледжа, города), работу Интернет-сайта;
  • развитие волонтёрского движения и студенческого самоуправления;
  • расширение блока дополнительного образования.

В Колледже имеют место следующие виды контроля воспитательной работы:

  • административный контроль – осуществляется директором Колледжа, его заместителями, администрацией учебных корпусов колледжа;
  • педагогический контроль – осуществляется методическим объединением кураторов, педагогом-психологом Колледжа.

Объектами контроля являются процесс воспитания и полученные результаты в данном процессе. В течение учебного года контролируются следующие аспекты воспитательной деятельности:

  • планирование работы кураторов;
  • организация досуга обучающихся во внеурочное время;
  • работа с детьми льготных социальных категорий, с «неблагополучными» семьями;
  • работа по профилактике девиантного поведения обучающихся, совершения ими правонарушений и преступлений;
  • проведение классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий;
  • педагогическая поддержка студенческой инициативы и самодеятельности, работа органов студенческого самоуправления;
  • соблюдение, сохранение и развитие традиций жизни Колледжа;
  • взаимодействие педагогов с родителями обучающихся и другими представителями окружающего социума;
  • состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в коллективах групп и Колледже в целом;
  • профессиональная карьера выпускников Колледжа.

Эти аспекты становятся предметом обсуждения на заседаниях педсовета, совещаниях при директоре, находят отражение в информационно-аналитических справках и приказах директора колледжа.

В Колледже применяются следующие методы анализа воспитательной работы: психолого-педагогическое тестирование (по различным методикам); групповое мнение обучающихся, педагогов, родителей, социальных партнёров; анализ комплекса конкретных учебных достижений (обучающегося, группы); анализ конкретной деятельности (личности и группы).

Критериями внутренней оценки итогов воспитательной работы являются:

уровень воспитанности студентов (по сравнительному анализу входящей и исходящей диагностики личностного роста П.В. Степанова – ежегодно);

Общий результат диагностики личностного роста студентов Колледжа (по О.В. Степанову).