Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Воспитательная работа

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ФГБПОУ «КОЛЛЕДЖ МИД РОССИИ»

 за 2018/2019 учебный год

Воспитательная работа в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении ФГБПОУ «Колледж МИД России» осуществлялась в соответствии с Конституцией РФ, с Федеральным законом № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, внутренних распоряжений и приказов, на основе методических рекомендаций и информационных писем Министерства образования и науки Российской Федерации, на основе Комплексной программы воспитания и социализации обучающихся Колледжа и плана учебно-воспитательной работы на 2018/2019 учебный год.

Основными целями воспитательной деятельности Колледжа в 2018/2019 уч. г. стали развитие личности обучающегося, владеющего общекультурными
и профессиональными компетенциями, способного к адаптации в современной социокультурной среде; воспитание компетентного, социально и профессионально мобильного специалиста с развитой профессиональной мотивацией; формирование политической и гражданской культуры; нравственности на основе общечеловеческих ценностей: правосознания, национальной и религиозной толерантности.

Для достижения целей были поставлены следующие задачи:

  1. Формирование профессиональных качеств личности.
  2. Формирование гражданско-патриотической позиции, социальной ответственности.
  3. Формирование и развитие нравственных качеств личности.
  4. Приобщение обучающихся к системе культурных ценностей.
  5. Воспитание положительного отношения к труду.
  6. Соблюдение норм коллективной жизни.
  7. Формирование здорового образа жизни.

В соответствии с поставленными задачами были выделены следующие направления учебно-воспитательной работы:

  1. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
  2. Профилактика правонарушений и преступлений в молодёжной среде.
  3. Противодействие идеологии терроризма и экстремизма. Воспитание национальных и межэтнических взаимоотношений.
  4. Создание условий для адаптации, самосовершенствования и самореализации обучающихся.
  5. Формирование личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.
  6. Создание здоровьесберегающего пространства, формирование экологической культуры и здорового образа жизни.
  7. Формирование активной гражданской позиции, ответственности за судьбу Отечества, города, Колледжа.
  8. Развитие сотрудничества преподавателей, родителей и обучающихся.
  9. Развитие творческого потенциала у обучающихся в процессе обучения.

Важным требованием при реализации учебно-воспитательной деятельности было создание психолого-педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса:

  • соединение личностных ориентиров обучающихся и общественных интересов;
  • органическое включение воспитательной деятельности, конкретных мероприятий в процесс профессионального становления обучающихся;
  • создание атмосферы подлинной и постоянной заботы об обучающихся, их социально-педагогической поддержки;
  • формирование планов воспитательной деятельности и проведение мероприятий на основе изучения интересов обучающихся;
  • ориентация содержания и форм внеаудиторной работы на активность и деятельность самих обучающихся, на проявление ими самостоятельности в организации и проведении мероприятий;
  • использование в воспитательной деятельности положительного влияния наиболее активных, увлечённых, целеустремлённых и успешных обучающихся на своих сокурсников.

Для реализации указанных направлений воспитательной работы использовались следующие методы, средства и формы:

1. Создание условий для адаптации, самосовершенствования и самореализации обучающихся:

  • индивидуальные беседы с обучающимися, родителями;
  • диагностика (тестирование, анкетирование);
  • тренинги (на командообразование, коммуникативные);
  • социальное сопровождение;
  • психологическое консультирование;
  • посредничество в решении конфликтных ситуаций;
  • тематические классные часы;
  • предметные недели;
  • выпуск тематических газет;
  • тематические выставки;
  • студенческое самоуправление в учебных группах и Колледже.

2. Формирование личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда:

  • конкурсы, олимпиады профессионального мастерства;
  • экскурсии на предприятия (организации);
  • выставки творческих работ обучающихся;
  • выпуск тематических газет к профессиональным праздникам;
  • торжественное вручение дипломов выпускникам;
  • «Посвящение в студенты».

3. Создание здоровьесберегающего пространства и формирование экологической культуры:

  • спортивные мероприятия и соревнования;
  • вовлечение в активные занятия физической культурой;
  • организация Дня здоровья;
  • профилактические методы (классные часы, беседы);
  • наглядная агитация (стенгазеты, плакаты);
  • мероприятия, посвящённые всемирному дню борьбы с курением;
  • мероприятия, посвящённые всемирному дню борьбы со СПИДом.

4. Формирование активной гражданской позиции, ответственности за судьбу Отечества, города, Колледжа:

  • наглядная агитация (стенгазеты, плакаты);
  • тематические классные часы, информационные сообщения;
  • волонтёрская деятельность;
  • лекционно-профилактическую работу с правоохранительными органами по правовому воспитанию;
  • совет по профилактике;
  • экскурсии в музей Боевой славы, МИДа;
  • мероприятия ко Дню защитника Отечества, Дню космонавтики, Дню Победы.

5. Развитие сотрудничества преподавателей и обучающихся:

  • индивидуальные беседы с обучающимися, родителями;
  • диагностика (тестирование, анкетирование);
  • тренинги (на командообразование, коммуникативные);
  • психологическое консультирование;
  • посредничество в решении конфликтных ситуаций;
  • тематические классные часы по эстетике внешнего вида обучающегося, культуре поведения и общения;
  • работа с социально – неадаптированными обучающимися и их семьями;
  • выработка единства требований семьи и колледжа к воспитанию обучающихся.

6. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся Колледжа:

  • экскурсии, концерты;
  • творческие конкурсы, акции, флэш-мобы;
  • творческие кружки.

Воспитательная система Колледжа основана на максимальном содействии развитию творческого потенциала и личности обучающегося.

Воспитательный процесс в Колледже нормативно регламентирован.

Определены функциональные обязанности кураторов, тьюторов, ответственных за посещаемость.

Руководство воспитательной деятельностью в Колледже осуществляет заместитель директора по УВР.

Важную роль в реализации воспитательных задач играют социальный педагог и педагог-психолог, цикловые комиссии преподавателей, кураторы групп, руководители кружков, заведующая библиотекой, медицинская сестра.

В Колледже сформирована система воспитания, которая даёт положительные результаты. Определены основные направления воспитания, система мер и мероприятий по организации воспитательной системы в колледже, способных создавать условия для личностного самоопределения обучающихся, формирования у них социальных и межкультурных компетенций, саморазвития.

В реализацию воспитательных задач были вовлечены 28 кураторов, 1 социальный педагог, 1 педагог-психолог, 2 руководителя кружков, 1 руководитель физического воспитания, заведующая библиотекой, медсестра.

Организация работы в группах осуществлялась кураторами и тьюторами (I курс).

Эффективность воспитательной деятельности Колледжа обеспечивалась благодаря реализации системы мероприятий в рамках Комплексной программы воспитания и социализации обучающихся Колледжа на 2018/2019 уч. г., своевременной координации деятельности педагогического коллектива в осуществлении воспитательного процесса, постоянному мониторингу результатов воспитательной деятельности.

Вопросы воспитания обучающихся Колледжа регулярно рассматривались на заседаниях педагогического совета Колледжа, совещаниях при директоре.

В течение учебного года социально-психологической службой проводились консультации для кураторов по вопросам планирования, организации работы с группой, по подготовке и проведению мероприятий, профилактике правонарушений и преступлений, особенностям работы с обучающимися, склонными к асоциальному поведению, организации взаимодействия с родителями.

Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

Одним из направлений воспитательной работы в Колледже является социально-психологическая поддержка учащихся, профилактика различных девиаций среди студентов, психологическое консультирование педагогического коллектива Колледжа, взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Социально психологическая служба ФГБПОУ "Колледж МИД России" (далее служба) осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о социально-психологической службе и состоит из социально педагога и педагога психолога под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

На начало учебного года социально – психологическая служба осуществляет сбор информации о студентах, приступивших к обучению.

1. Персонифицированные данные студентов

На 1 год обучения в Колледж зачислено 446 студентов, из них 268 студентов являются несовершеннолетними. Осуществлён сбор анкет, в которых указаны данные о месте проживания студентов, составе их семей, увлечениях
и др. Для несовершеннолетних граждан, проживающих на территории Москвы без законных представителей осуществляется сбор нотариально заверенного согласия на передачу полномочий третьим лицам по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

2. Тестирование и анкетирование студентов

Педагогом-психологом Колледжа была проведена входная диагностика студентов I курса на:

  • Типологию личности;
  • Мотивацию;
  • Акцентуацию характера;
  • Личностный рост (по методике П.В. Степанова).

3. Составлен социальный паспорт Колледжа

Социальный паспорт Колледжа на 2018/2019 учебный год

 Всего 

 Из них несовершеннолетних    

1.

Количество детей, обучающихся в Колледже

1098

456

2.

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

7

1

3.

Количество детей ОВЗ и инвалидов

13

9

4.

Количество детей, состоящих на внутриколледжном контроле

3

3

5.

Количество детей состоящих на учёте в КДН и/или ПДН

1

1

6.

Количество детей из многодетных семей

127

76

7.

Количество детей из неполных семей

169

78

8.

Количество детей из семей родителей-пенсионеров

54

18

9.

Количество детей малообеспеченных семей

16

9

10.

Количество детей безработных семей

0

0

11.

Количество детей, подверженных девиантному поведению 

0

0

Профилактика правонарушений и преступлений в молодёжной среде

Организация работы по профилактике правонарушений и преступлений в Колледже осуществляется в соответствии с нормативными документами Российской Федерации, внутренними нормативными документами ФГБПОУ "Колледж МИД России", планом работы. Социальный педагог Колледжа является ответственным за организацию профилактики правонарушений, наркомании, безнадзорности и экстремистских проявлений несовершеннолетних и семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, назначен приказом директора от 02.10.2018 года №159.

Составлен и утверждён план совместной работы Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Замоскворечье г. Москвы и ФГБПОУ "Колледж МИД России".

Осуществляется взаимодействие с отделом по делам несовершеннолетних ОВД района Замоскворечье г. Москвы.

На основании приказа директора от 10.10.2018 №196 в Колледже создан Совет по профилактике правонарушений обучающихся.

Кураторами и старостами групп ежедневно осуществляется мониторинг посещаемости студентами учебных занятий. Ведутся журналы посещаемости студентами учебных занятий. Ежемесячно журналы сдаются заместителю директора по УВР для анализа. По итогам проведения анализа, студенты приглашаются на совет по профилактике для выяснения причин пропусков учебных занятий без уважительных причин.

С начала учебного года проведено 28 заседаний Совета по профилактики, рассмотрено 329 вопроса в отношении студентов. На основании решения Совета по профилактики студентам объявлены замечания, выговоры, некоторые студенты были поставлены на внутренний учёт.

Данные о внутреннем учёте на 2018/2019 учебный год

Кол-во студентов, поставленных на ВКУ за учебный год

6

Кол-во студентов, снятых с ВКУ (указать причину)

3 (2 – приказ об отчислении, 1 – достижение 18 лет)

Кол-во студентов, состоящих на ВКУ в н.в.

3

Из них:

состоят на учёте в КДН

 0 

состоят на учёте в ПДН

1

Др. орг-ях

0

Из них:

  • 4 чел. - административные правонарушения (3 - ч.1 ст.6.24 КоАП РФ, 1 - ч.1 ст.20.20 КоАП РФ);
  • 1 чел. - нарушение Правил внутреннего распорядка Колледжа;
  • 1 чел. - выявление суицидального поведения.

Социальным педагогом организованы и проведены профилактические мероприятия в Колледже, такие как:

  • Лекции о вреде употребления жевательного табака;
  • Лекция об административном законодательстве РФ;
  • Информирование студентов о вреде употребления наркотических и психотропных средств (распространение брошюр);
  • Беседы кураторов с группами о соблюдении Устава Колледжа и Правил внутреннего распорядка в части недопустимости табакокурения на территории Колледжа.
  • Организованна встреча ответственного секретаря КДНиЗП района Замоскворечье г. Москвы со студентами 1-ых курсов.
  • Беседа "Осторожно весна! Время правонарушений" (проведена тьютерами для студентов 1 курса).
  • Беседа "Безопасное поведение во время летних каникул".

По запросу кураторов и при выявлении необходимости в группах проводятся внеплановые беседы.

Педагогом-психологом организованы мероприятия в группах:

  • Тренинг на знакомство (для студентов 1 года обучения)
  • Тренинг "Межличностное общение"
  • Тренинг "Уверенность в себе"
  • Беседа с группой "Пути решения конфликтов"
  • Тренинг "Подготовка к собеседованию"
  • Тестирование "16-ти факторный личностный опросник Кеттелла"
  • Тренинг "Повышение стрессоустойчивости"
  • Тестирование "Индекс толерантности"
  • Тренинг "Мотивация"
  • Тренинг "Соблюдение правил"
  • Тестирование "Оперативная память"
  • Повторное тестирование "Личностный рост по Н.П. Степанову"
  • Тестирование "Стрессоустойчивость"

Социально-психологической службой проведено:

  • 66 индивидуальных бесед со студентами;
  • 28 бесед с родителями студентов;
  • 41 консультация оказанная студентам психологом Колледжа;

В группах проведено:

  • 64 тестирования в 16 группах 1 курса (первичная диагностика);
  • 19 тестирований в течение учебного года;
  • в 10 группах 3 и 4 курса проведено анкетирование;
  • проведено 11 тренинговых занятий со студентами по запросу кураторов;
  • 15 бесед в группах на темы поведения и успеваемости;
  • в 16 группах 1 курса обучения прошли беседы с приглашением инспектора КДНиЗП района Замоскворечья г. Москвы.

Общий результат диагностики личностного роста студентов Колледжа (по П.В. Степанову)

С целью изучения динамики особенностей отношения студентов к различным сторонам социальной жизни была проведена повторная диагностика с использованием методики П.В. Степанова.

Сводные данные студентов после 11 классов представлены в таблице (%)

Отношение

 Устойчиво-позитивное  

 Ситуативно-позитивное

 Ситуативно-негативно 

Устойчиво-негативное 

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

К Отечеству

48

28

51

64

1

7

-

-

К Земле

39

48

51

40

7

4

-

-

К миру

45

31

52

63

3

3

-

-

К труду

76

61

23

37

-

2

-

-

К культуре

65

60

1

34

3

3

-

К знаниям

53

52

45

48

1

2

-

-

К другим людям

37

8

70

80

8

11

-

-

К иным людям

33

21

63

66

4

8

-

-

К здоровью

61

30

36

67

2

8

-

-

К своему внутреннему миру

12

11

58

64

29

24

-

-

Результаты: диагностика показала, что устойчиво-негативное отношение не выявлено ни по одной из категорий, есть положительная динамика по некоторым параметрам: отношение к отечеству, к миру, к труду, к другим людям, к здоровью. В начале года по этим показателям преобладало ситуативно-позитивное отношение, а к концу года стало преобладать устойчиво-позитивное отношение. Из этого можно сделать вывод, что реализуемая в колледже воспитательная работа является успешной.

1.     Отношение к Отечеству

Во всех группах преобладает устойчиво-позитивное отношение и ситуативно-позитивное – подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для него не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится. Он чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются глубоко личными, пережитыми.

2. Отношение к Земле (природе)

У студентов преобладает устойчиво-позитивное и ситуативно-позитивное отношение – у студентов вполне развитое экологическое сознание. Для них естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; они готов убирать лес и чистить водоёмы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. Экологические проблемы воспринимаются студентами как объективно важные, но при этом не зависящие от него лично.

3. Отношение к миру

У студентов диагностируется устойчиво-позитивное отношение – у студентов наличествует чётко выраженная пацифистская позиция. Они считают, что к насилию прибегают только слабые люди и государства. К проявлениям грубой силы они относятся подчёркнуто отрицательно. Уверены, что всегда есть возможность уладить конфликт, не ущемляя при этом права других людей.

4. Отношение к труду

Преобладает устойчиво-позитивное отношение – студентов Колледжа отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Они получают удовольствие от сложной, трудоёмкой, даже нудной работы. Не считают зазорным помочь родителям по хозяйству, могут сами предложить что-либо сделать.

5. Отношение к культуре

преобладает устойчиво-позитивное отношение – культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для студентов колледжа и деятельно реализуются ими в повседневной жизни. Они понимают необходимость сбережения того культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлет вандализма. 

6. Отношение к знаниям

Преобладает устойчиво-позитивное отношение – у студентов колледжа  есть устойчивое стремление к познанию нового. Такие ученики могут быть «неудобны» учителю, так как много спрашивают на уроке, сомневаются в, казалось бы, очевидных вещах. Они считают, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний, и стремятся к их получению.

7. Отношение к человеку как таковому

Преобладает ситуативно-позитивное отношение – ценность человека может быть, и осмыслена студентами, но полноценно не прочувствована. Они могут продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей (например, психически больные, попрошайки, бомжи) представляются им теми,  кто мешает ощущать радость жизни. Студенты допускают смертную казнь за самые тяжкие преступления. Когда на разных чашах весов оказываются торжество справедливости и «милость к падшим», они, скорее всего, выберут первое.

8. Отношение к человеку как Другому

Преобладает ситуативно-позитивное отношение –  студенты могут оказать помощь нуждающимся, но предпочитают делать это тогда, когда их об этом попросят. Они осторожны в своих действиях во благо других, стараются не подвергать риску собственное благополучие. Не доверяют искренности просящих милостыню, и если они оказываются поблизости от него, стараются сделать вид, что их не замечают. Испытывают удовольствие, делая подарки, но при этом в глубине души рассчитывают на ответный дар. Если этого не случается, расстраиваются.

9. Отношение к человеку как Иному

Преобладает ситуативно-позитивное отношение –  студенты склонны к признанию и принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных социокультурных групп, но при этом разделяют (зачастую неосознанно),некоторые культурные предрассудки, используют стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Студенты не могут самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые,  проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Им трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием Другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

10. Отношение к самому себе

Преобладает ситуативно-позитивное отношение – принимая себя в целом, студенты все же могут испытывать неловкость по поводу некоторых своих особенностей. Они думают о себе как о человеке, который симпатичен для других, но сомнения и неуверенность присутствуют в нем. Им хотелось бы и сейчас, и в будущем гарантировать себя от попадания в смешные положения и ситуации. Они несколько тяготятся уединённым положением и по возможности стараются чем-либо (слушанием музыки, просмотром видеофильмов и т.д.) заместить его. Студентам нравится чувствовать себя свободными, но они не готовы рисковать собственным благополучием ради свободы. Они признают объективную значимость категорий совести и смысла жизни, но в своей повседневности предпочитают руководствоваться иными, более прагматичными регуляторами.

Создание условий для адаптации, самосовершенствования и самореализации обучающихся

Большое внимание уделяется развитию системы студенческого самоуправления как форме инициативной, самостоятельной общественной деятельности обучающихся, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности молодёжи, её социальной активности, поддержку социальных инициатив. В 2018/2019 учебном году продолжил работу Студенческий Совет с целью развития органов студенческого самоуправления, с целью создания благоприятных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого обучающегося колледжа. Были определены задачи:

  • выявление и развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося с учётом его возможностей;
  • предоставление обучающимся реальной возможности вместе с преподавателями участвовать в организации и реализации учебно-воспитательного процесса;
  • развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.

В течение 2018/2019 уч. г. студенческий совет принимал участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности колледжа, решение важных вопросов жизни студенчества. Также Студенческий совет занимался поддержкой и реализацией студенческих инициатив.

Из представителей всех учебных групп состав студенческого совета был распределён по секторам по направлениям деятельности: учебный, культмассовый и спортивный, организационный.

Работа каждого сектора осуществлялась согласно плана работы:

Учебный сектор организовывал проверку посещаемости и успеваемости
с обязательным отчётом на заседании, проводил рейтинг успеваемости групп; выявлял случаи нарушения этических норм и правил внутреннего распорядка колледжа; проводил анкетирование обучающихся с целью выявления талантов; формировал актив лидеров общественной деятельности в каждой учебной группе;

Культмассовый и спортивный сектор участвовал в проведении внеклассных и культурно-массовых мероприятий. Проводил анкетирование среди обучающихся нового набора с целью выявления талантов. Ходатайствовал перед советом студенческого самоуправления о поощрении отличившихся обучающихся. Организовывал посещение театров, выставок, экскурсий и концертов
с целью повышения общей культуры обучающихся.

(Подробную информацию о мероприятиях можно посмотреть на сайте Колледжа в разделе воспитательной работы).

Итоги посещаемости